Среди подписавших манифест ‒ Алоизиу Нунес и Хоэе Серра, бывшие министры иностранных дел правительства президента Мишеля Темера; Селсу Аморим, бывший министр иностранных дел правительства президента Лулы да Силва и министр обороны правительства Дилмы Руссефф; Селсу Лафер и Франсиску Резек, бывшие министры иностранных дел правительства президента Фернанду Коллор, а также Фернанду Энрике Кардозу, министр иностранных дел правительства президента Итамара Франсо и бывший президент Бразилии (1995-2003).
В манифесте, опубликованном 8 мая в десятках газет и на информационных сайтах Бразилии, канцлеры обвиняют Жаира Болсонару в нарушении конституционных принципов страны.Кризис в бразильской внешней политике имеет беспрецедентный характер и является ещё одним фактом, раскрывающим широту и серьёзность национальной драмы, которую переживает Бразилия и в экономике, и в политике, а сейчас и в сфере здравоохранения при пандемии коронавируса с равнодушием к ней со стороны Жаира Болсонару. Кризис затронул и работу министерств, в последнее время погрузившихся в конфликт и отмечающихся спорными фигурами.
Министр иностранных дел, дипломат Эрнесту Араужу, основоположник и руководитель "дипломатии позора" ‒ это особый случай. Спустя почти полтора года у власти его деятельность в качестве главы Итамарати (МИД Бразилии) была отмечена посредственностью, глупыми заявлениями и малой подготовленностью к должности. Реакция канцлеров является вполне своевременной и проливает свет на страну, чья внешняя политика исторически характеризовалась независимостью и умеренностью.
ИА "Реалист" публикует в полном объеме манифест "Восстановление бразильской внешней политики", подписанный бывшими канцлерами Бразилии:
"Несмотря на наши четкие траектории и политические мнения, мы, кто несли на себе высокую ответственность в сфере международных отношений при различных правительствах Новой Республики, выражаем нашу озабоченность по поводу систематического нарушения текущей внешней политикой руководящих принципов международных отношений Бразилии, определенных в Cтатье 4 Конституции 1988 года.
Новаторская в этом смысле Конституция гласит, что Бразилия в её международных отношениях руководствуется следующими принципами: "I - национальная независимость; II - главенство прав человека; III - самоопределение народов; IV- невмешательство; V - равенство между государствами; VI - защита мира; VII - мирное разрешение конфликтов; VIII - осуждение терроризма и расизма; IX - сотрудничество между народами во имя прогресса человечества; X - предоставление политического убежища". Отдельным абзацем: "Федеративная Республика Бразилия будет стремиться к экономической, политической, социальной и культурной интеграции народов Латинской Америки с целью формирования латиноамериканского сообщества наций".Достаточно сравнить нормы Конституции с действиями во внешней политике, чтобы убедиться, что нынешняя дипломатия противоречит этим принципам и буквально, и в целом. Национальная независимость не может быть согласована с подчинением иностранному правительству, которое признает, что его политическая программа заключается в продвижении собственных интересов выше всех других соображений. Oтодвигает на задний план независимость любая власть, которая объявляет себя союзником этой страны, принимая в качестве собственной чужую повестку дня, что угрожает втянуть Бразилию в конфликты с государствами, с которыми мы поддерживаем отношения дружбы и взаимных интересов. Кроме того, власть отходит от универсального призвания бразильской внешней политики и её способности вести диалог и наводить мосты с различными странами, развитыми и развивающимися, в пользу наших интересов.
Другими примерами противоречия с положениями Конституции являются поддержка принудительных мер в соседних странах, нарушающих принципы самоопределения и невмешательства; голосование в ООН за применение одностороннего эмбарго в нарушение норм международного права, равенства государств и мирного разрешения конфликтов; одобрение применения силы против суверенных государств без разрешения Совета Безопасности ООН; официальное одобрение политического убийства и голосование против резолюций Совета по правам человека в Женеве, осуждающих нарушение этих прав; защита политики отказа коренных народов от прав, гарантированных им в Конституции, игнорирование таких вопросов, как дискриминация по признаку расы и пола. В дополнение к нарушению Федеральной конституции, текущее руководство налагает на страну издержки, которые трудно исправить, такие как крах внешнего доверия, потеря рынков и бегство инвестиций.
Уважаемая в сфере защиты окружающей среды с реализации Рио-92 в качестве неизбежного лидера в теме устойчивого развития, Бразилия в настоящее время представляет угрозу для себя и других в разрушении Амазонии и ухудшении глобального потепления. Бразильская дипломатия, признанная движущей силой умеренности и равновесия на службе достижения консенсуса, стала подчиненным элементом наиболее агрессивной односторонности. В Латинской Америке, от индукторов интеграционного процесса, мы скатились до того, что поддерживаем интервенционистские авантюры, уступая место внешнерегиональным силам. Мы отказываемся от возможности защищать наши интересы, соглашаясь с депортацией в бесчеловечных условиях Соединенными Штатами бразильских рабочих, или принимая решение по идеологическим причинам вывести из Венесуэлы, соседней страны, весь бразильский дипломатический и консульский персонал, оставив без помощи наших граждан, проживающих там. В Западной Европе мы без причины противодействуем нашим важным партнерам во всех областях, таким как Франция и Германия. Нынешняя антидипломатия отдаляет страну от ее стратегических целей, входя в противоречия с незаменимыми странами для самой реализации экономической повестки дня правительства.
Очень серьезный кризис в области здравоохранения, связанный с COVID-19, выявил неэффективность Министерства иностранных дел и его контрпродуктивную роль в оказании помощи Бразилии в получении доступа к медицинским продуктам и оборудованию. Необъяснимые нападки на Китай и Всемирную организацию здравоохранения в сочетании с неуважением к науке и нечувствительностью к угрозе человеческим жизням, проявленным Президентом Республики, сделали правительство объектом международного презрения и отвращения. В то же время были созданы барьеры для инициатив губернаторов по импорту продуктов, которые крайне необходимы для спасения жизней тысяч бразильцев.
Спасение внешней политики Бразилии требует возвращения к послушанию конституционным принципам, рациональности, прагматизму, чувству равновесия, умеренности и конструктивного реализма. В этой реконструкции необходимо, чтобы судебная власть, хранитель Конституции, и Национальный конгресс, представляющие волю народа, выполняли свою роль в деле контроля за конституционностью дипломатических действий. Чтобы реагировать на желания нашего народа и реагировать на реальные потребности Бразилии, внешняя политика должна иметь широкую поддержку общественного мнения и сотрудничать в формировании её концепций со всеми слоями общества. Исходя из этого требуется участие нашего дипломатического корпуса в государственной политике, а не в предвзятых действиях, направленных на возбуждение негативных настроений и усугубление предрассудков мракобесов и реакционного меньшинства.
Мы выражаем солидарность и решительную поддержку дипломатам, униженным и смущенным позициями, которые противоречат лучшим традициям Итамарати. Реконструкция внешней политики Бразилии является неотложной и необходимой. Оставив позади эту позорную страницу подчиненности и иррациональности, мы должны вернуть в центр дипломатических действий защиту независимости, суверенитета, достоинства и национальных интересов, таких ценностей, как солидарность и поиск диалога, на которых была построена бразильская дипломатия и стала наследием и гордостью бразильского народа".
Свежие комментарии