ЕРЕВАН (ИА Реалист). Нет христианского народа, который бы не верил в собственную миссию, в свою богоизбранность. Для армянского народа его вера имеет особое значение, т.к. именно уникальность армянской религиозной традиции во многом предопределила судьбу этого народа. Исторически значимой датой в этой истории является 451 год, в который произошли два события, фактически определивших историю Армении.
Первое – Аварайрская битва 26 мая между армянским войском под предводительством легендарного Вардана Мамиконяна и персидской армией, превосходившей армян в разы. Поводом к битве был отказ армян принять зороастризм, религию огня, которую исповедовала Персия. Вардан и 1027 воинов положили свои головы, защищая веру, и были канонизированы Армянской апостольской церковью (ААЦ). Их жертва стала одним из важнейших событий в культурной памяти армянского народа, т.к. персидская оккупация была остановлена, что означало сохранение веры и идентичности армян. В том же году в Халкидоне, в императорской резиденции по ту сторону Босфорского пролива, прошел IV Вселенский собор, посвященный вопросам христологии, то есть учения о соединении божественной и человеческой природ в лице Иисуса Христа. Что такое Вселенский собор? Это собор духовенства (епископата) всей христианской ойкумены или обитаемой земли, собираемый императорами Константинополя. Принимаемые собором решения признавались империей и носили обязательный для всех христианских общин характер. Соборы имели свою историческую диалектику. С одной стороны, они укрепляли единство христианской империи, формируя единство веры, с другой, они разделяли общество на ортодоксальных христиан и гетеродоксальных (инославных), преследуемых Империей. Подобные еретики составляли иногда не то, что значительные группы, но целые народы. Так, например, ассирийцы были формальными последователями патриарха Нестория Константинопольского, осужденного на III Вселенском соборе. Фактически. В его последователи были записаны все сирийские христиане, большая часть которых оказалась на территории Персидской империи. IV Вселенский собор вообще привёл к геополитической катастрофе, т.к. в результате внутри христианства происходит крупнейший раскол, с которым может сравниться только позднейшее разделение католической и православной церквей. С Константинополем разорвали отношения церковные общины Египта, Сирии и Палестины. Дальнейшая жесткая имперская политика только усиливает сепаратизм. В результате эти области будут с легкостью исламизированы в VII веке, а Византийская империя утратит исконные христианские территории. Армянская церковь тоже в итоге разорвала отношения с Константинополем. Православные богословы по сию пору обвиняют армян в ереси монофизитства, с чем последние категорически не согласны. Свои основные христологические положения армянская церковь сформулировала Маназкертский Собор в 726г. Формально армянские богословы правы хотя бы в том, что Халкидонское богословие было нововведением, сделавшим ставку на антиномию божественной и человеческой природ во Христе. Христос одновременно и Бог, и человек с точки зрения традиционного православия и католичества. Армянское богословие пошло по другому пути. Для армян Христос – богочеловек, в котором после воплощения невозможно разделить божественную и человеческую природы. Суть этого спора не очень ясна современному человеку, но на самом деле она выражает нечто очень важное для коллективных сознаний христианских народов той эпохи. У каждого из них был свой идеал, свой образ Бога, который и выражался в христологических построениях. Для армян принципиально было богочеловеческое единство, которое вело и их к единству с Богом в церкви, которая для них стала тождественной с народным телом. Во всяком случае, это верно для Средневековья, армянин – это тот, кто исповедует армянскую веру. Да и в новейшее время отказ от веры приводит к быстрой утрате культурно-национальной идентичности. Связь веры и идентичности была, очевидно, ясна и тем, кто организовывал геноцид. Именно это было причиной того, что армяне были объявлены не подлежащими тюркизации в рамках нового националистического проекта, который объявлялся возможным только в отношении исламских народов. Кроме того, резня иноверцев должна была консолидировать разноэтничных мусульман Турции. Под каток репрессий попали не только армяне, но и другие этнические группы, в частности, ассирийцы и езиды. Ассирийцы – один из древнейших народов Месопотамии, потомки древних ассирийцев, говорящие на новоармейских языках. В основном ассирийцы исповедуют христианство так называемой Ассирийской церкви Востока, разорвавшей отношение с православием, как уже было сказано, после III Вселенского собора (г. Эфес, 431 г.). Другая часть ассирийцев принадлежит к католичеству и Сиро-Яковитской церкви, близкой по вероучению к ААЦ. Не вдаваясь в богословские подробности, скажем, что ассирийцы тоже исторически сохранялись, благодаря своей вере. Именно последнее стало причиной того, что они разделили судьбу армян, причем делали это неоднократно. Так в 1895-96 гг. при султане Абдул-Хамиде II было вырезано более 50 тыс. ассирийцев. И эта политика была продолжена в годы Первой мировой войны, когда турками и курдами было вырезано более 750 тыс. ассирийцев, чем фактически был подорвано этническое будущее данного народа. Потери оказались невосполнимыми. Имущество христиан в условиях войны стало платой со стороны турок за лояльность мусульманских народов, в частности курдов. Русский вице-консул в Урмии Введенский объяснял, почему курды, получавшие оружие и деньги от России, взяли в 1915 г. сторону турок: «Мы могли дать курдам все, кроме главного, что давала им Турция, – разрешить поголовно вырезать христиан (ассирийцев и армян) и завладеть их землями и имуществом». Судьба ассирийцев еще более трагична, чем судьба армян. Тысячелетиями проживая на своей земле, они так и не смогли получить маломальской политической автономии. Европейские державы обманули их надежды и на Парижской мирной конференции 1919 г. их просьба о политической автономии не была удовлетворена. Без международного статуса и государственности ассирийский народ и ныне подвергается преследованиям на территории Сирии и Ирака от радикальных исламских группировок. Не менее трагична и судьба езидов, еще одного древнего народа, считающего себя потомками вавилонян и исповедующего эклектичную религию, соединяющую элементы христианства, ислама, иудаизма и традиционных верований. Из-за своего неясного религиозного статуса езиды были перманентно гонимым меньшинством в Османской империи. Но гонение сменились прямым геноцидом всё в том же 1915 г. По разным подсчетам количество убитых колеблется в интервале от 400 до 500 тыс. человек. Цифра чудовищная для столь малого народа. И если армяне не дают мировому обществу забыть о трагедии своего народа, то ассирийцы и езиды, лишенные какого-либо политического статуса, даже в наши дни не могут привлечь достаточного внимания и получить реальную поддержку, которая дала бы им гарантии безопасности. Угроза геноцида нависает над рядом этнических и религиозных групп и в наши дни. И пример с геноцидом армян имеет не частное, а универсальное значение. Исторически задокументированное преступление до сих пор не получило должной оценки, преступники не названы, но бесчисленные жертвы не были принесены напрасно. В культурной памяти армянского народа они получили религиозное осмысление. В 2015 году, в год столетия геноцида, Армянская апостольская церковь канонизировала всех армян, пострадавших за свою веру и народ. Это была очень необычная канонизация, т.к. канонизированы были все, даже те, чьего имени мы не знаем и не помним, т.к. Бог помнит всех. Добавим к этому, что до этого события канонизации в Армянской церкви не происходили очень долго, несколько столетий, с XVII века. Как мы уже говорили, армяне сохранились благодаря вере, которая была их историческим якорем в отсутствие политического суверенитета. Многие века армянский народ приносил жертвы, укрепляясь в страданиях и сохраняя верность самому себе. Но в этом и суть христианского подвига, который всегда есть несение креста, свидетельства о вере через жертву. Армяне верят в единство богочеловеческой природы во Христе, в единую богочеловеческую волю и личность, при этом Церковь фактически совпадает в их религиозном сознании с телом народа, который становится телом Христовым. Как пишет современный армянский богослов: «Христология не является системой философских формулировок. Она есть – откровение христологического идеала в среде человеческой. Всякий народ в себе несет свойственный только ему христологический тип Христа, как внутренняя возможность спасения и обожения». Армянский народ поэтому и богоизбранный, что он свят своим единством со Христом, благодаря своей готовности к жертве. Миллионы армян погибли, отстаивая свое право на веру, тем самым формируя длинный мартиролог, составляющий вечную память и вечное достояние армянского народа. К сожалению, история очень часто требует от нас жертв. Возникает вопрос: «Доколе?». Но мы не знаем ответа на него. Но пока есть те, кто готов приносить себя в жертву ради своей веры и национальной культуры, нация жива. В этом главный урок, т.к. иначе все жертвы теряют смысл. К сожалению, в отсутствие политической силы только путь жертвы мог спасти армянскую нацию. Об этом важно помнить. Второй не менее важный урок состоит в том, что главный союзник любого народа – его собственное государство. Несмотря на то, что любое государство не совершенно, защита собственной суверенной государственности любой ценой – самая разумная стратегия. Как показывает история, какими бы ни были жертвы в пользу государственности, в её отсутствие прольётся еще большая кровь. Третье – феномен армянского геноцида имеет универсальное значение. Это борьба, в которой армянский народ отстаивает не только свои собственные интересы. Геноцид – общечеловеческая проблема, к сожалению, еще далекая от решения мировым сообществом, все более теряющим свою общность. Даниил Семикопов — кандидат философских наук, историк русской религиозной и политической мысли, доцент кафедры философии и теологии Мининского университета, специально для ИА Реалист
Свежие комментарии