ЗАГРЕБ (ИА Реалист). Вооруженный конфликт на территории бывшей Украины и объявленная Евросоюзом экономическая война против России ввергли Европу в энергетический кризис. Но нефтепровод, задуманный как югославский конкурент советской инфраструктуре, может помочь Хорватии выйти из энергетического кризиса в Европе.
Об этом говорится в материале The Financial Times. Загреб работает над тем, чтобы удвоить до 2 млн тонн в месяц пропускную способность нефтепровода Adria. Это станет спасательным кругом для других стран-членов ЕС Венгрии, Словакии и Словении, а также Сербии и Боснии, у которых есть терминалы и нефтеперерабатывающие заводы, подключенные к трубопроводу. По словам аналитиков, Хорватия также увеличивает свои возможности по импорту сжиженного природного газа с нынешних 2,9 млрд кубометров в год до 6,1 млрд кубометров в год, а масштабный цикл инвестиций в ветровую и солнечную энергию позволит ему стать нетто-экспортером энергии. «У Хорватии есть хорошие шансы стать энергетическими воротами для ряда соседних стран Центральной Европы в нынешней энергетической геополитической ситуации, вызванной трудностями с импортом энергии из России», — считает Игорь Деканич, профессор факультета геологии и горного дела Загребского университета. Хорватия начала диверсифицировать свои источники энергии задолго до начала российской спецоперации, импортируя все больше нефти из Азербайджана и Казахстана и сократив поставки из России до чуть более четверти своего общего импорта в 2020 году, что является самым низким уровнем с 2003 года. По данным МВФ, регазификационный терминал в порту Омишаль укрепил независимость Хорватии от российского газа, который к 2020 году уже составлял менее 1% от общего потребления энергии. Импорт СПГ, в основном из США, заменил российские поставки. Теперь Загреб получает выгоду от того, что становится более крупным поставщиком для соседей, вынужденных диверсифицировать импорт энергоносителей, взимая повышенные сборы за перевалку нефти и СПГ. Венгрия, северо-восточный сосед Хорватии, также укрепляет свои адриатические энергетические связи. Базирующаяся в Будапеште энергетическая группа MOL зависела от трубопровода «Дружба», по которому российская нефть перекачивается нефть через Украину для снабжения нефтеперерабатывающих заводов недалеко от Будапешта и Братиславы. Этой модели теперь угрожают санкции ЕС, возможный ущерб от украинского конфликта или решение России остановить потоки газа, как это сделала Москва с газом по «Северному потоку». Поставки через «Дружбу» были прерваны в августе, что стало еще одним напоминанием для стран Южной и Восточной Европы о необходимости ускорить планирование действий в чрезвычайных ситуациях. Запасным вариантом MOL был трубопровод Адрия, который начинается в хорватском Омишале. Это маршрут поможет Будапешту уменьшить зависимость от российской нефти. Этот план Венгрия впервые вынашивала вместе с Югославией, когда в 1960-х годах начались дискуссии о региональном трубопроводе. MOL также готовит модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов с возможной стоимостью €500 млн, чтобы они могли перерабатывать более легкие нероссийские смеси сырой нефти. Нефтепровод «Адрия» построили в 1979 году для поставок нефтепродуктов в Венгрию и страны бывшей Югославии и Чехословакии. Его протяженность 600 км. Он соединяет г. Омишаль на северо-западе Хорватии и г. Сазхаломбатта в центральной Венгрия. Маршрут трубопровода проходит через территории Хорватии, Сербии и Венгрии, его отдельные нитки тянутся в Словению, а также в Боснию и Герцеговину.
Свежие комментарии