На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ИА Реалист

287 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина
    Для начала,лишить всех дотаций и вышвырнуть из страны  все семьи мигрантов.Далее отменить ювенальную юстицию. Перетря...Путин: Если в Рос...
  • Стефания Новак
    Слава России - освободили истинно  нашу землю. А разве по другому могло бы быть?  А могло бы этого и не быть этого за...Путин поздравил в...
  • Вячеслав Кудрявцев
    зеленка в стране еще есть!Уголовка для неуг...

Монастырь Александра Свирского или мавзолей Ленина: духовная развилка России

МОСКВА (ИА Реалист). Россия стоит перед выбором, который невозможно решить законами и указами — только совестью и верой. Этот выбор касается не только прошлого, но и того, какой путь мы хотим продолжить. На одной чаше весов истории — монастырь преподобного Александра Свирского, место явления Пресвятой Троицы, через которое Господь благословил русскую землю.

На другой — мавзолей Владимира Ленина, в котором до сих пор лежит тело человека, отказавшегося от Бога и начавшего войну с Церковью. Эти два пространства — два взгляда на человека, на жизнь и смерть. Преподобный Александр Свирский зовет к покаянию, твердой вере и  верности Богу. Лидер Октябрьской революции Владимир Ленин тянет страну к трагическому прошлому без Бога, без памяти и без жизни. Один говорит о Боге, другой — о человеке, возведенном в абсолют. И вопрос, что поставим мы в центр, — это не спор о прошлом, а выбор будущего. «Людям известно все, что только может быть известно о Боге, ведь Он сам это им открыл. А что невидимо — как Его вечная сила и божественность, — то от создания мира открывается человеку в размышлении о сотворенном Богом мире. Так что нет у людей оправдания: познав Бога, они не воздали Ему как Богу славу и благодарность, но предались пустым рассуждениям, их неразумные сердца погрузились во мрак. Называя себя мудрецами, они поглупели, славу нетленного Бога променяли на идолов в виде тленных людей, птиц, зверей и пресмыкающихся» —Послание к Римлянам 1:19-23 Чтобы понять, почему этот выбор имеет судьбоносное значение, нужно вернуться туда, где связь между верой, народом и будущим была целенаправленно прервана. От явления Троицы до века испытаний Преподобный Александр Свирский, в миру Амос, родился в 1448 году в семье благочестивых крестьян в деревне Мандеры на Олонецкой земле. Его имя связывает его с ветхозаветным пророком Амосом — мужем молитвы, строгой правды и богобоязненной прямоты. Пророк Амос жил в VIII веке до Рождества Христова, в эпоху внешнего процветания Израиля, но внутреннего нравственного разложения. Он обличал роскошь, неправду, духовную гордыню и отступление от заповедей. В его проповеди звучал призыв к покаянию, справедливости и правде Божией — и именно этим духом была пронизана жизнь будущего преподобного. Их объединяет не только имя, но и внутреннее устроение: стремление к Богу, отвращение к лжи, любовь к тишине и святости. С детства преподобный Александр Свирский стремился к уединению и молитве, избегал игр, мирской суеты, любил тишину и пост. В юности он ушел на Валаам, где принял монашеский постриг, а затем — удалился в непроходимые леса близ реки Свирь, чтобы жить в полном безмолвии и подвижничестве. Его образ — это образ человека, отвергшего все ради Христа, ушедшего в глушь, чтобы стать ближе к Творцу. Именно так Господь приготовил его к великому чуду. В 1508 году преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. Это событие — исключительное не только для Русской Церкви, но и для всей человеческой истории: в библейском предании лишь праведный Авраам у Мамврийского дуба удостоился подобного — когда перед ним предстали три Странника, как образ Единого Бога в Трёх Лицах. Явление Троицы Александру —  знак избранности и откровения, данные всему народу России через инока, рожденного в крестьянской семье вепсов. По библейскому закону, старший получает благословение через младшего, сильный — через того, кто презренен в глазах мира. «Меньший брат твой будет больше тебя… и от него произойдёт множество народов» — Бытие 48:19 Обитель, основанная на этом месте, стала видимым свидетельством того, что Господь благословил эту землю Своим присутствием. Одним из величайших плодов его молитвенного подвига стали два храма. Первый храм — деревянную церковь Живоначальной Троицы — святой Александр Свирский построил своими руками. В 1791 году на ее месте был возведен каменный Собор Живоначальной Троицы, сохранивший в своих стенах память о явлении Пресвятой Троицы и о подвижническом труде преподобного. Второй — Преображенский собор, построенный в середине XVII века. Во время его строительства в 1641 году были обретены нетленные мощи святого — как живое свидетельство его святости и непрерывной связи обители с Небом. Эти два храма воплощают две стороны пути: славу Божию и кротость человеческую. Преображенский собор и церковь Святых праведных Захарии и Елизаветы. Фото: vk.com/svirskiymonastery Но в октябре 1918 года началось разрушение этой благословенной памяти. И началось не где-нибудь, а именно здесь: первым ударом советской власти стало вскрытие раки с мощами преподобного Александра Свирского. Большевики понимали: если можно обесценить святого, через которого было явлено Присутствие, можно поколебать саму основу духовного сознания народа. На глазах у народа святыню объявили подделкой. Началась кампания, в которой правда Божия должна была быть заменена ложью человеческой. Настоятель обители, архимандрит Евгений (Трофимов), был расстрелян в Олонце. Монастырские здания заняли светские учреждения: тюрьма, детский дом, психиатрическая больница. Всё, что веками собиралось здесь молитвой и верой, было развеяно. Святыни разграбили. Земля, где являлась Троица, покрылась равнодушием и страхом. Но память не умерла. Она ушла глубже — туда, где власть человека не может достать. Кампания против мощей, запущенная с этой обители, стала прологом к всесоюзной антирелигиозной войне. На смену духовной высоте пришёл культ человеческого тела. В 1924 году тело Ленина поместили в мавзолей на Красной площади, став символом новой эпохи. С тех пор площадь, ранее служившая местом молитвы и духовных собраний, превратилась в арену для военных парадов и демонстраций государственной мощи. Это была подмена смысла — живого Бога на мертвого вождя. Живая святыня и мёртвый символ На северной земле — монастырь, где молятся, каются, служат. В сердце столицы — мавзолей, где молчат. В одном месте — нетленные мощи преподобного, к которым идут за исцелением. В другом — забальзамированное тело человека, отказавшегося от Бога и начавшего войну с Церковью. Один символ несет жизнь. Другой — олицетворяет смерть. Александро-Свирский монастырь был разрушен, но постепенно восстанавливается. В 1998 году мощи святого были возвращены и вновь явлены народу — нетленные, чудотворные, как знамение Божией верности. Важно помнить: эти мощи — не культ личности, а свидетельство живого присутствия Бога. Через почитание преподобного мы призваны не превозносить человека, а славить Творца, Который в нём просиял. Когда монастырь был закрыт, святыня не исчезла. В условиях гонений мощи преподобного были чудом сохранены в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Заведующий кафедрой Владимир Танков, происходивший из дворянского рода со священническими корнями, сыграл решающую роль в сохранении мощей преподобного Александра Свирского. Он не афишировал своих убеждений, но понимал, что оберегает не музейный объект, а святыню. Нетленные мощи преподобного Александра Свирского. Фото: vk.com/svirskiymonastery В условиях антирелигиозной политики и постоянных проверок он не оформил мощи как музейный экспонат, не включил их в каталог, не присвоил им номер. Фактически — спрятал. Именно благодаря его осторожности и внутреннему благоговению святыня уцелела. Мощи не были уничтожены. Они ждали своего часа — и были возвращены в обитель спустя десятилетия. Нам не известно, был ли Танков воцерковлённым человеком. Но его поступок — это выбор в пользу святого, совершённый в эпоху, когда за такое могли лишить не только звания, но и свободы. А может быть, и жизни. Сегодня Александро-Свирская обитель — это не просто монастырь. Это место, где продолжает изливаться Божья благодать на землю Русскую. Здесь была явлена Троица. И потому молитва здесь звучит иначе. Не из уст, а словно из самой земли — как дыхание, которое не прерывалось ни в годы гонений, ни в годы забвения. Монастырь как зеркало народной судьбы Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь всегда оставался не только духовным, но и государственным центром. Его история — это зеркало судьбы России. Не случайно обитель поддерживали государи разных эпох — от Ивана Грозного до Александра II. Имена царей, внесших вклад в её развитие, выстраиваются в хронологическую цепь духовной преемственности: Иван IV Грозный присылал дары и богато украшенные иконы Михаил Фёдорович Романов подарил раку, изготовленную в Оружейной палате Царица Евдокия Лукьяновна передала драгоценный покров Пётр I, несмотря на светские реформы, поручал монастырю хозяйственные и стратегические задачи, размещал здесь опорные пункты для освоения Севера Анна Иоанновна пожертвовала монастырю 1 тыс. рублей — огромную по тем временам сумму Екатерина II даровала 4 тыс. рублей, подтверждая значение обители для государства Александр II повелел изготовить серебряную раку весом более 11 пудов — знак величайшего почтения к святому Эти правители не просто покровительствовали монастырю — они понимали, откуда приходит сила. Иван Грозный, почитавший преподобного, стал первым царем и положил начало централизованной державе. Михаил Фёдорович, начавший династию Романовых, вручил монастырю раку — и получил благословение на возрождение после Смуты. Пётр I, хотя и ломал традиции, не отверг Александро-Свирскую обитель: он возлагал на нее стратегические задачи, размещал опорные пункты на севере, и при нём Россия стала империей. Екатерина Великая, передавшая значительные средства монастырю, расширила границы страны до исторического предела. Александр II, повелевший украсить раку серебром, провёл ключевые реформы, отменил крепостное право — и укрепил государство духовно и политически. Это не просто совпадения. Там, где государь чтил святого, где признавал присутствие живого Бога — приходило процветание и рост. Господь благословлял царей, через которых укреплялась Россия. Покой Ленина и пробуждение народа Центр Москвы по-прежнему занимает мавзолей. Его сохраняют как часть истории. Но эта история требует завершения. Пора народу и новым лидерам России сделать выбор, затягивание с которым продолжит тяжким бременем сказываться на судьбе целой страны и препятствовать ее подлинному возрождению. Захоронение тела Владимира Ленина и других лидеров советской эпохи в отдельном Мемориальном центре памяти СССР — не акт забвения, не жест разрушения, а знак духовного взросления. Такой центр пока не создан — но его необходимо создать. Это должно быть место исследования, диалога и осмысления, но вне сакрального пространства столицы. Красная площадь — это сердце нации, где не должно вечно храниться тело человека, отказавшегося от Бога, но так и не преданного земле. Православная Церковь официально не отлучала Ленина, а значит, его захоронение должно быть совершено по христианскому чину. Это не компромисс. Это порядок. Это покой, которого требует не идеология, а истина. «Сделает тебя Господь главою, а не хвостом… если будешь повиноваться заповедям Господа…» — Второзаконие 28:13 Россия не может вечно стоять между двумя алтарями. Один зовёт к жизни. Другой — к смерти. Один — свидетельствует о милости Божией. Другой — о том, как далеко может зайти человек без Бога. Один дышит молитвой. Другой — молчит за гранитом. Свирская обитель — не памятник, а дыхание веры. Через неё Господь напомнил: Он ещё здесь. Мы ещё можем выбрать. Почитание преподобного Александра Свирского — это не возвеличивание прошлого, а признание источника жизни. Мы славим не человека, а Творца, Который вновь стучится в сердце русского народа. Выбор прост. Вернуться к Богу — или навсегда остаться в тени мавзолея. Пора возвеличить Творца. Через покаяние. Через память. Через святого Александра Свирского. Через живое дело. Кирилл Джавлах — историк, исполнительный директор ИА Реалист

 

Ссылка на первоисточник
наверх