Международные рейтинговые агентства постоянно составляют и публикуют всевозможные рейтинги стран, в частности, о привлекательности той или иной страны для инвесторов, легкости открытия бизнеса и так далее. На мой взгляд, в этих рейтингах не хватает очень важного показателя, а именно - социальной полезности бизнеса.
Рейтинг социальной полезности того или иного бизнеса должен строиться на основе следующих критериев:
Количество созданных рабочих мест
Вклад данного бизнеса в развитие современного производства и технологий
Вклад в повышение благосостояния граждан, например, вклад в решение проблем, связанных с нехваткой питьевой воды и продовольствия, дороговизны энергоресурсов и т.п.
Влияние на бюджет государства
Влияние на развитие инфраструктур
Влияние на экологию
Влияние на развитие науки и образования.
И, наконец, не менее важный критерий - вклад того или иного бизнеса в становление и развитие производства.
Ведь одно дело, когда бизнес, основанный на передовых технологиях строится с нуля и приносит не только прибыль владельцам, но также деньги в бюджет страны, дает работу гражданам и обеспечивает общество полезными товарами и услугами. И совсем другая ситуация возникает в том случае, когда прибыльное производство передается в собственность монополиста и кормит только его, а то и вовсе кормится за счёт государственных дотаций (т.е. налогоплательщиков).
Разумеется, можно и, наверное, нужно добавить также другие критерии. Но это уже работа социологов и экономистов. Во всяком случае недопустимо слепо следовать базисной концепции либеральной экономики, согласно которой, крупные бизнесы автоматически решат все проблемы государства - нужно лишь передать им, корпорациям, все наиболее прибыльные предприятия.
Но первый и главный вопрос заключается в смысле таких действий. Если следовать логике, то продавать в частные руки государство должно не прибыльные, а наоборот, убыточные предприятия.
Желающих купить убыточные предприятия найдется не много. Но в этом и заключается роль государства в управлении экономикой страны: поощрять те предприятия, которые действительно приносят пользу экономике и обществу. И наказывать экономически тех, кто вредит стране, её экономике и обществу.
Любое государство имеет достаточно возможностей для осуществления такой политики. Бизнесам, которые приносят пользу стране и её народу государство может предоставить различные преференции: от налоговых льгот до льготных кредитов. И наоборот, вредителям следует выдавать не дотации, а кредиты под высокий процент и под залог самого предприятия.
В общем, следует четко различать между полезными для обществами бизнесами и паразитами. А для этого очень бы пригодился такого рода рейтинг. Конечно, не всё так просто и наверняка будут сложности с осуществлением данной модели для управления экономикой. Но в любом случае, такая модель - это лучше, нежели слепое следование либеральным догмам.
Свежие комментарии